"Очнулся - лежу на асфальте, у меня разбита голова"
24 апреля 2007 года
- Часов в 12 я был возле Пушкинской, - рассказал Александр (его фамилию "ВК" сочла нужным не называть, правоохранительным органам она известна). - Я флаг устанавливал на доме возле Макдоналдса. Установил, спустился на улицу, а потом - ничего не помню. Очнулся - лежу на асфальте, у меня разбита голова. Потом врачи сказали: черепно-мозговая травма со сдавлением мозга, что ли... а еще рука сломана и перелом трех позвонков.
Едва Александра перевели в общую палату, его навестил представитель московской милиции. "Он спрашивал, помню ли я, что произошло, и могу ли кому-либо предъявить претензии, - говорит парень. - Я ответил, что ничего не помню". После этого милиционер с облегчением заговорил о несчастном случае. Можно считать, с Сашей правоохранителям повезло, а вот другие пострадавшие от силового разгона Марша несогласных, не потерявшие сознания после ударов милицейских дубинок, могут предъявить претензии властям.
...Его товарищ Антон, вернувшийся с Марша невредимым, рассказал "ВК", как просто попасть в "административные правонарушители". Шел, говорит, по улице по направлению к Тургеневской площади (это было официально отведенное место проведения акции "несогласных"), попался на глаза милиции и без всяких киношных штучек вроде "разъяснения прав" оказался в машине для перевозки заключенных. Затем - отдел милиции, оформление протокола об "участии в несанкционированном митинге" и перевозка в суд.
- У Тверского суда наш автозак стоял долго, - рассказывает Антон, - потому что было очень много задержанных, несколько машин там разгружалось... Но нам хороший ОМОН попался - московский, другие задержанные потом рассказывали, что особенно жестоко действовала приехавшая из регионов милиция, а "наши" омоновцы нас не били, а только всю дорогу удивлялись: зачем ходите на всякие марши, сидели бы дома, учились, потом престижную работу получили бы... А что, они не знают, что учиться сейчас - только за деньги, а работы, даже чтобы оплачивать учебу, толком не найдешь?..
А Александра ждет уже вторая, реконструктивная операция на черепе. Его мама приехала в Москву, чтобы выхаживать сына. Двух его друзей, с которыми они вместе поехали в Москву, ждет суд за участие в несанкционированном митинге.
Между тем независимый депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков обратился к министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с запросом по факту жестокого обращения с участниками Маршей несогласных в Москве и Петербурге. Председатель Совета при президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова заявила, что при разгоне Маршей была нарушена Конституция России и глава МВД должен уйти в отставку. Российские правозащитники призвали Совет Европы на ближайшем заседании ПАСЕ рассмотреть ситуацию со свободой собраний в России.
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"